Железная крыша. Купе-кабриолет BMW

1 февраля 2007 •  Прокомментировать тестдрайв

Олег РАСТЕГАЕВ

 

| Фото автора и фирмы BMW

В июле в американской Аризоне жарко — под 50°C. Но сейчас, в январе, тут прохладнее — днем всего 15—18°С, а ночью температура и вовсе падает до нуля. Пустыня, резко континентальный климат...

Местные форсят — ходят в шортах и ездят в кабриолетах. А для меня, россиянина, с опущенной крышей в январской Аризоне все-таки холодновато. Поэтому я нажимаю кнопку — и новейший BMW 335i Convertible, то есть кабриолет, превращается в полноценное купе с металлической крышей. Впервые в своей истории фирма BMW сделала купе-кабриолет!

Хотя всячески это отрицает.

— BMW Convertible третьей серии — это просто кабриолет! Купе у нас уже есть…

Настойчивые попытки баварцев откреститься от классификации «купе-кабриолет» забавны. Чего бояться? Что открытую «трешку» причислят к другим машинам с жесткой складывающейся крышей, которые все как на подбор пониже классом, включая новейший Volvo C70?

Наоборот, людям из BMW надо бы гордиться своим первопроходчеством. Ведь и Audi A4, и Mercedes CLK в своих открытых версиях имеют привычный матерчатый верх. Кстати, их создатели мотивировали отказ от модных металлических складных конструкций тем, что они тяжелее — ухудшают развесовку и управляемость. Да и все предыдущие «трешки»-кабриолеты были с матерчатыми крышами.

Что же заставило баварцев изменить традиции?

— С металлическим верхом машина лучше выглядит, — отвечают немцы. — Смотрите: нам даже удалось сохранить фирменный изгиб Хофмайстера у задних стоек. Металлическая крыша лучше по всем статьям. И по шумоизоляции, и по аэродинамике: коэффициент Сx у нового кабриолета с двухлитровым мотором — всего 0,28, лишь на 0,01 больше, чем у купе. С тканевым верхом такого не получилось бы. Да и по обзорности выигрыш колоссальный: площадь остекления у нового кабриолета на 30% больше, чем у предыдущего. А заднее стекло увеличилось почти на 40%!

Сущая правда. В салоне — тишина, с обзорностью — действительно никаких проблем. С закрытой крышей купе-кабриолет вообще никак не проявляет своей «кабриолетности» — разве что передние ремни безопасности крепятся не к стойкам кузова (ввиду их отсутствия), а к сиденьям. А еще у купе-кабриолета, как и у нового BMW X5, вместе с коммуникатором iDrive появились «горячие» кнопки на центральной консоли, которые можно запрограммировать под вызов номера телефона, установку любимой радиостанции или задание пункта назначения в навигации.

Кнопка запуска двигателя, ролик интерфейса iDrive, восемь «горячих» кнопок. Кабриолет напичкан самой современной электроникой! Специальные защелки позволяют устанавливать аэродинамический экран в одиночку
Спортивные сиденья — привилегия топ-версии BMW 335i. В качестве опции — обивка салона из рефлексной кожи, которая отражает инфракрасные солнечные лучи и снижает нагрев поверхности кресла на 10—20°C
Сзади — два раздельных места, на которые можно попасть цивилизованным способом, через дверь, или запрыгнуть прямо через борт! Управлять крышей можно или этой клавишей, или с ключа-транспондера
За откидной спинкой — просторное окно в багажник

Еще одно отличие — у открытой машины нет надувных «занавесок» защиты головы при боковых ударах и опрокидываниях. Частично их роль играют боковые подушки увеличенной высоты и выдвижные дуги безопасности, которые «выстреливают» в опасной ситуации из-за задних подголовников.

Кстати, а каково сзади? Как и в купе, тут два раздельных места, между которыми жесткая консоль с подстаканниками и ящичками для мелких вещей. Уютно, хотя места не так много: если за рулем высокий водитель, то ноги упираются в спинку переднего сиденья. Да и нормального подлокотника, как в купе, нет — его роль кое-как выполняет съемный пуфик, прикрывающий окно в багажник.

Кабриолет на 210 кг тяжелее купе: конструкция подвесок не изменилась, но лишняя масса потребовала увеличения жесткости пружин и амортизаторов

Сам багажник тоже стал меньше. С поднятой крышей его объем всего 350 литров. А когда верх сложен, то внутри для багажа остается и вовсе 210 литров!

Впрочем, для кабриолетов это нормально. Например, у Audi A4 Cabrio объем багажного отсека — 315/246 литров, но ровные стенки без дополнительной «арматуры» делают его более практичным.

Зато крыша на BMW — металлическая! Причем сложная, трехсекционная, как у купе-кабриолета Volvo C70. Нажимаешь кнопку — и хитроумный механизм всего за 22 секунды складывает «гамбургер» из трех панелей в багажник. Наверняка двухсекционный верх, как у купе-кабриолетов Peugeot 307 CC, Renault Megane CC или Ford Focus CC, был бы проще. Но с закрытым верхом у всех этих машин непропорционально маленькие кабинки и длиннющие багажники. А «тройная» крыша позволяет сохранить силуэт купе: в BMW 335i Convertible все иначе — что в открытом виде, что в закрытом автомобиль сохраняет полную гармонию.

Жаль только, нельзя складывать крышу в движении. Зато можно это делать дистанционно — нажав кнопку на ключе-транспондере.

А еще у открытой «трешки» превосходная «кабриолетная» аэродинамика: только после 100 км/ч внутрь начинает задувать. Но с паразитными завихрениями эффективно борется большой экран, который нужно установить за передними креслами. А с понижением температуры — двухзонный климат-контроль со специальным «кабриолетным» режимом.

Конечно, кабриолет предназначен прежде всего для спокойной езды — ограничение скорости в 35 миль/ч на маленьких дорожках в окрестностях Феникса в открытой машине воспринимаешь спокойно. Едешь, наслаждаешься местными видами. Одни кактусы чего стоят! Для местных аризонских жителей они — что для нас березы. А нам кактусы в диковинку. Они то большие, как телеграфные столбы, то стелющиеся по земле, словно удавы. А есть еще «прыгающие» кактусы — эти колючие шарики, как репейник, цепляются за одежду и впиваются прямо в кожу.

Багажник купе-кабриолета невелик — со сложенной крышей туда поместится только плоский чемоданчик (слева), да и с поднятым верхом места немного (справа). Зато у крышки багажника есть доводчик

Придумает же природа…

Но когда началась извилистая горная дорожка, я отвлекся от созерцания кактусов. Интересно ведь, как управляется открытая «трешка», которая тяжелее купе аж на 210 кг. Один только металлический верх с механизмом складывания весит 140 кг. А еще пришлось усиливать кузов — дополнительные элементы из высокопрочной стали помогли довести жесткость на скручивание до 14000 Нм/град. Да, это немного по сравнению с цельнометаллическими кузовами BMW, жесткость которых давно превышает отметку в 25000 Нм/град. Но если сравнить с предыдущей открытой «трешкой» с ее скромными 10000 Нм/град — налицо явный прогресс.

Однако сами баварцы подчеркивают «прогулочный» характер открытой машины. «Наш автомобиль — это не купе-кабриолет, это просто кабриолет, — повторяли они на пресс-конференции. — А для любителей активной езды у нас есть настоящее купе».

Уж не знаю, как поедет по этим извилистым дорогам BMW 335i Coupe, но Convertible просто великолепен! Фантастический 306-сильный битурбомотор, новая «скорострельная» автоматическая коробка передач — и дополнительных двух центнеров снаряженной массы как не бывало. Автомобиль предельно точно прописывает виражи с боковыми ускорениями, которые для многих одноклассников просто недостижимы. Сказываются и идеальная развесовка (50:50) по осям, и низкий центр масс, и достаточная жесткость кузова — с опущенной крышей никакой расхлябанности! И академически правильная настройка «купейного» шасси, скорректированная с учетом возросшей массы купе-кабриолета.

Трехсекционная крыша с электрогидравлическим приводом состоит из более чем 700 деталей и весит 140 кг. Процесс открытия и закрытия крыши полностью автоматизирован и занимает 22 и 23 секунды соответственно

Правда, плавность хода пострадала — автомобиль на низкопрофильных шинах (225/45 R17 спереди и 255/40 R17 сзади) слишком подробно повторяет профиль дороги и пересчитывает все стыки асфальта.

Так что BMW 335i Convertible — определенно, драйверский купе-кабриолет, что бы там ни говорили его создатели. Что с поднятой крышей, что без нее…

Но дорогой: цена в России — от 60300 евро. Менее зажигательный BMW 325i (218 л.с.) дешевле — 50300 евро. Впрочем, уровень цен у основных конкурентов еще выше: Audi A4 Cabriolet с близким по мощности двигателем 2.0 TFSI (200 л.с.) стоит $67346 (около 51800 евро), а за Mercedes CLK 280 (231 л.с.) придется выложить 59100 евро. Причем и тот и другой предлагают матерчатые крыши.

А у BMW крыша — железная!


Двигатели

В России купе-кабриолет BMW доступен только в двух версиях — это дорогие и мощные 335i и 325i. Любопытно, что в Европе под индексом 325i предлагаются машины с новым трехлитровым двигателем, оснащенным непосредст­венным впрыском топлива. К нам же будут поставлять кабриолеты со старой «шестеркой» объемом 2,5 литра. Моторы равноценны по мощности — 218 л.с., но европейский заметно экономичнее и удовлетворяет нормам Euro 4. Российская версия соответствует нормам Euro 3. В Европе есть еще две машины — с трехлитровым турбодизелем мощностью 231 л.с. и базовой бензиновой двухлитровой «четверкой» мощностью 170 л.с. С этим двигателем BMW 320i Convertible расходует в среднем всего 6,7 л/100 км — неплохо для автомобиля снаряженной массой 1670 кг, не правда ли? Новый двигатель оснащен системой непо­средственного впрыска бензина третьего поколения — с возможностью работы на обедненной смеси. Вдобавок экономить топливо помогают электропривод водяного насоса, который включается при необходимости, режим рекуперации у штатного генератора при торможении двигателем и система «старт-стоп»: электроника глушит двигатель на светофорах и запускает его вновь, стоит водителю прикоснуться к педали сцепления! В сумме все эти хитрости позволили снизить расход бензина на 15% по сравнению с двухлитровым мотором предыдущего поколения.

Но в Аризоне удалось поездить только на топ-версии 335i. Прелести нового двигателя BMW с двумя турбонагнетателями — невероятно тяговитого и вообще лишенного турбоямы — уже описаны на страницах Авторевю (см. АР №15, 2006). А в этот раз мне удалось пообщаться с одним из его создателей — инженером Норбертом Клауэром, более 20 лет проработавшим в отделе двигателей BMW.

— Применить турбонаддув нам позволил непосредственный впрыск топлива в сочетании с регулировкой фаз на впуске и выпуске, — объясняет Клауэр. — При такой схеме можно очень точно управлять процессами наполнения цилиндров и сгорания — особенно на низких оборотах, где обычный двигатель с наддувом работает плохо. Поскольку на такте впуска в цилиндры нагнетается просто воздух, а не горючая смесь, то на малых оборотах мы можем увеличивать фазу перекрытия впускных и выпускных клапанов — давление наддува эффективнее вытесняет выхлопные газы без ущерба экономичности и ресурсу нейтрализатора. Благодаря этому мы можем подать в камеру сгорания больше воздуха, а затем и бензина — примерно на 30%. А это значит, что растет крутящий момент, повышается давление выхлопных газов на крыльчатку турбины — и увеличивается давление наддува, которое позволяет на следующем такте впуска еще больше улучшить наполнение цилиндров. Замкнутый положительный эффект! А максимальные обороты роторов турбокомпрессоров, в которых используются материалы из космической промышленности (сплав MARM), достигают 160—170 тыс. об/мин. А на высоко­горье — все 200 тыс. об/мин!

Интересно, а до какой мощности можно форсировать этот двигатель и до какого предела можно поднимать давление наддува со штатных 0,6 атм? Ведь для тюнинговых ателье двигатель BMW с наддувом — лакомый кусочек.

— Да, тюнинговые ателье поднимают мощность, снижая ресурс двигателя, — хмурится Норберт. — Но мы решаем эту проблему. Вместо одного датчика давления мы устанавливаем три — в разных местах двигателя. Они контролируют работу турбокомпрессора и не позволяют поднимать давление. Правда, пока в конст­рукции еще остаются две лазейки для тюнингистов, но к сентябрю мы перекроем и их!

Факт налицо — в Мюнхене тратят время на разработку систем защиты двигателя от тюнинга!

И еще один вопрос, который наверняка будет мучить владельцев BMW с турбомоторами: можно ли сразу глушить двигатель после езды с максимальными нагрузками? Или, чтобы избежать теплового удара и перегрева подшипников турбокомпрессора, нужно дать мотору поработать пару минут на холостых оборотах, как это рекомендуется делать на японских турбомашинах?

— Зачем? Можно сразу глушить, — отвечает Норберт. — Мы гоняли наши двигатели и на стенде, и на треках, и никогда аппаратура не фиксировала отклонений давления или температуры от нормы. У нас такой проблемы нет. А сам турбокомпрессор, кстати, рассчитан на весь срок службы двигателя.


Открытая история BMW

Прямых предшественников у нынешней открытой «трешки» практически нет — это первый купе-кабриолет в истории BMW! Но четырехместные кабриолеты у BMW были всегда — начиная со времен лицензионных автомобильчиков BMW Dixi. А если говорить о предшественниках-кабриолетах третьей серии, то с 1967 по 1985 год их история неразрывно связана… со Штутгартом: именно там, на семейной кузовной фирме Baur, долгое время делали все открытые BMW. И не только их — в ателье Baur строили купе BMW M1, Porsche 959, Opel Kadett C Aero…

Открытые «трешки» BMW предварял кабриолет Baur, созданный в 1967 году на основе купе BMW 1600-2 — автомобиля так называемого нового класса. Кабриолет был заметно дороже купе (11980 против 8650 марок), оснащался 85-сильной «четверкой», независимой подвеской и передними дисковыми тормозами. С 1971 года открытый автомобиль получил двухлитровый мотор мощностью 100 л.с., что сразу подняло его цену до 14985 марок. Всего с 1967-го по май 1971 года было выпущено 1682 кабриолета серии 1600 и 200 машин модели 2002.

BMW 1600 Cabriolet, 1967—1971 гг. BMW 3-й серии E30 Cabriolet, 1986—1993 гг.
BMW 2002 Baur Cabriolet, 1971—1975 гг. BMW 3-й серии E36 Baur Topcabriolet (TC4), 1991—1998 гг.
BMW 3-й серии E21 Baur Topcabriolet (TC), 1978—1982 гг. BMW 3-й серии E36 Cabriolet, 1994—1998 гг.
BMW 3-й серии E30 Baur Topcabriolet (TC2), 1985—1991 гг.
BMW 3-й серии E46 Cabriolet, 2000—2006 гг.

На смену им пришла «полуоткрытая» версия 2002 Baur Cabriolet — часть крыши над передними седоками закрывалась жесткой панелью, а задние пассажиры прятались под мягкой складной секцией. Это была почти «тарга» — если бы не тонкие желобки крыши, которые связывали рамку лобового стекла с цент­ральной «дугой». Выпускался 2002 Baur Cabriolet до 1975 года — всего было сделано 2317 машин.

В июле 1975 года третья серия оформилась официально — с появлением двух­дверок серии E21. Но Baur начал предлагать открытую версию Topcabriolet лишь в 1978 году: у автомобиля со средними стойками и дверными рамками откидывалась только крыша и заднее окно. «Полукабриолеты» Baur TC продавались через официальных дилеров BMW, но можно было заказать и переделку уже купленной машины. С 1978 по 1982 год было построено 4595 топ-кабриолетов серии Е21.

В 1982 году «трешки» E21 уступили место машинам серии E30 — точно такой же Baur Topcabriolet (TC2) на их базе начали предлагать три года спустя. До 1991 года было сделано 14455 открытых машин, включая экземпляры, собранные филиалами в Южной Африке, Греции и Иордании.

А на Франкфуртском автосалоне 1985 года был наконец представлен полноценный кабриолет на базе «трешки» BMW — с полностью открытым кузовом и складным мягким верхом. Машину разрабатывали специалисты Baur, но серийное производство в марте 1986 года началось на заводе BMW. Таким образом, с середины 80-х на базе «трешки» BMW серии Е30 продавались сразу два кабриолета. Правда, в несоизмеримых количествах: до апреля 1993 года было выпущено 142638 «заводских» машин версий 325i, 320i и 318i Cabriolet — почти вдесятеро больше, чем кабриолетов Baur.

Кстати, в гамме кабриолетов серии Е30 впервые появилась и версия M3 Cabriolet — рядная «четверка» объемом 2,3 л (195 л.с.) разгоняла четырехместный автомобиль до 230 км/ч. Внешне М-кабриолет отличался расширенными колесными арками и спойлером под передним бампером. Всего с 1988 по 1991 год было выпущено 786 М3-кабриолетов.

Кабриолет на базе новой «трешки» BMW серии E36 появился в 1994 году — через четыре года после дебюта базового седана. Кузовные панели двухдверок были оригинальными, а на заказ предлагалась съемная жесткая крыша. Всего до 1998 года было выпущено 196500 «трешек»-кабриолетов.

Любопытно, что в начале 90-х фирма Baur переключилась на мелкосерийный выпуск «экзотических» версий — например, очередной открытый автомобиль был создан ею на базе седана серии Е36: у него откидывались задняя часть крыши и стекло. Но на этом «кабриолетный» пыл иссяк — ныне Baur входит в состав инжиниринговой фирмы IVM Automotive.

Предыдущая «трешка» BMW серии E46 дебютировала в 1998 году, а кабриолет — два года спустя. Среди изюминок предыдущей открытой версии — «выстреливающие» в случае опрокидывания дуги безопасности в задних подголовниках. В 2001 году появилась топ-версия M3 Cabriolet мощностью 343 л.с. А с позапрошлого года на кабриолеты стали устанавливать турбодизели объемом 2,0 (150 л.с.) и 3,0 л (204 л.с.). Кабриолеты серии E46 перестали выпускать в 2006 году. А вместе с ними ушел в прошлое и мягкий верх «трешек» BMW…

Паспортные данные
Параметры Автомобиль
BMW 3-й серии
Модификация 320i 325i 330i 335i 330d
Тип кузова кабриолет кабриолет кабриолет кабриолет кабриолет
Число мест 4 4 4 4 4
Объем багажника, л 350/210* 350/210* 350/210* 350/210* 350/210*
Снаряженная масса, кг 1670 (1700)** 1730 (1760) 1780 (1795) 1810 (1825) 1825 (1840)
Полная масса, кг 2025 (2055) 2085 (2115) 2135 (2150) 2165 (2180) 2180 (2195)
Коэффициент аэродинамического сопротивления Сх 0,28 0,29 0,29 0,31 0,29
Двигатель бензиновый, с непосредственным впрыском топлива бензиновый, с распределенным впрыском топлива бензиновый, с непосредственным впрыском топлива бензиновый, с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом дизельный, с турбонаддувом
Расположение спереди, продольно спереди, продольно спереди, продольно спереди, продольно спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 6, в ряд 6, в ряд 6, в ряд 6, в ряд
Рабочий объем, см³ 1995 2497 2996 2979 2993
Степень сжатия 12,0:1 11,0:1 12,0:1 10,2:1 17,0:1
Число клапанов 16 24 24 24 24
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 170/125/6700 218/160/6500 272/200/6700 306/225/5800 231/170/4000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 210/4250 250/2750—4000 320/2750—3000 400/1300—5000 500/1750—3000
Коробка передач механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 6-ступенчатая)
Привод на задние колеса на задние колеса на задние колеса на задние колеса на задние колеса
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Шины 225/45 R17 225/45 R17 225/45 R17 передние 225/45 R17, задние 255/40 R17 225/45 R17
Максимальная скорость, км/ч 228 (226) 242 (240) 250 (250)*** 250 (250)*** 245 (243)
Время разгона 0—100 км/ч, с 9,1 (9,8) 7,8 (8,4) 6,7 (6,9) 5,8 (6,0) 7,1 (7,3)
Расход топлива, л/100 км  
городской цикл 9,0 (9,1) 12,8 (13,3) 11,1 (11,0) 14,9 (14,4) 9,3 (10,0)
загородный цикл 5,2 (5,3) 6,6 (6,8) 6,3 (6,7) 7,0 (7,3) 5,3 (5,9)
Емкость топливного бака, л 63 63 63 63 61
Топливо АИ-91—98 АИ-91—98 АИ-91—98 АИ-95—98 дизтопливо
* Со сложенной крышей
** Данные в скобках — для автомобилей с автоматическими коробками передач
*** Ограничена электроникой

 

Источник: АвтоРЕВЮ