Дух — в оболочке. Пытаемся выяснить, что скрывается под маской BMW X1

23 декабря 2009 •  Прокомментировать тестдрайв

Паркетник, кроссовер, универсал — BMW X1 откликается на разные позывные. Только что такой автомобиль делает на узенькой ленте картодрома? С тем же успехом сюда можно было прикатить на бульдозере или самосвале. Нелепо и смешно. Вон поля и глина за забором — раздолье для полноприводника. Но не для этого. В первом же повороте он заставляет расстаться со стереотипами. Ролевой игры «водитель рейсового автобуса на трассе Формулы-1» не получилось, и я, приняв положение «попа на асфальте», принимаюсь прессовать идущее впереди редакционное купе Audi A5.

Каждый новый круг заставляет меня сомневаться всё больше: уж не напутали чего баварцы? Действительно ли тут 194 мм дорожного просвета, а на пятой двери «паркетная» литера X? Ведь реакции на действия рулём очень остры, усилие на нём прозрачно, управляемость понятна, а отклики на газ мгновенны. Пока придерживаешься правильной траекторной манеры, шасси радует ожидаемым доворотом под сброс газа. И только под тягой проявляется полноприводность: вместо того чтобы сильнее ввинтиться в поворот и перейти в занос, X1 начинает резко плужить к внешней обочине.
Но чистая езда, без скольжений, даётся BMW на удивление легко. Тем более что наш вариант X1 — самый мощный, xDrive28i. Под капотом — знакомый по другим моделям трёхлитровый бензиновый «атмосферник», дефорсированный до 258 л.с. Нарочито жужжа, рядная «шестёрка» тянет почти с холостых, а пик крутящего момента (310 Н•м) приходится уже на 2600 об/мин. Кроме того, ей без фальши аккомпанирует шестиступенчатый «автомат», который никогда не ошибается с выбором передачи, побуждая ехать очень быстро. Разгон до сотни, по ощущениям, как на бумаге — 6,8 с. Но эффектнее всего ускорения с 80 км/ч или со 120. Прекрасный двигатель!
Отличная динамика, азартные повадки — такое описание годится скорее для какого-нибудь спорткупе, чем для кроссовера. Где крены, раскачка и вся остальная «паркетная» атрибутика? Всё это свойственно «икс первому», но в столь малой степени, что и купе Audi A5 позавидует. Мы привыкли, что атакующий повороты вседорожник перекручивается винтом и норовит завалиться набок, но никак не ожидали, что «проиксованный» BMW будет футболить на треке ингольштадтскую двухдверку. По асфальтовым навыкам с BMW X1 не сравнится ни один из старших «братьев»: ни X3, ни X5. Разве что X6... Вернее всего сравнить переходную «единичку»... правильно, с универсалом третьей серии.
Чего греха таить, это он и есть. Приподнятый на более длинных и жёстких пружинах, с новыми поворотными кулаками в передней подвеске и иной задней кинематикой. Самостоятельный заводской индекс E84 обозначает и замену электромеханического усилителя руля электрогидравликой. На наш взгляд, это только добавило приводу информативности. Хотя приоритетной задачей модернизации было избавить руль от лишних вибраций.
  • Что из салона «иск первого» унаследует «трёшка» BMW следующего поколения, мы увидим позже.
  • В съёмный подстаканник влезает даже литровая бутылка. Но пассажиру на переднем сиденье он натирает ногу. Сложить держатель нельзя — только снять и убрать в бардачок.
Колёсная база у «икс первого» и «трёшки» одинаковая — 2760 мм. А длина у X1 даже меньше — на 73 мм (4454). Кроме того, X1 на 127 мм выше «трёшки» (1545) и на 19 мм уже (1798). А ещё в нём всего 1685 кг, то есть он лишь на 40 кг тяжелее полноприводного универсала. Прямое попадание в пустующий премиум-сегмент того класса, к которому относятся Tiguan и Qashqai. А что Audi Q5 и Infiniti EX? Они заметно крупнее: в среднем сантиметров на семнадцать длиннее и на шесть-десять выше. Оттого BMW X1 и кажется «более легкомысленным» на их фоне.
  • Коробка передач — шестиступенчатый «автомат», который шустро работает и в обычном режиме. Но максимальную динамику обеспечивают спортивный или ручной. Последний позволяет выкручивать передачи в звон (тогда об экономии топлива забудьте). Даже в автоматическом режиме средний расход топлива был очень далёк от паспортного: 14,2 л вместо обещанных 9,4 л.
  • Также X1 уже в базовом оснащении наделён системой помощи при спуске, которая позаимствована у кроссовера X3. Смущает лишь то, что нижний порог скорости — 9 км/ч. Слишком быстро. Впрочем, какие горки, такая и скорость.
  • Как и у рестайлинговой «трёшки», у X1 мультимедийная система iDrive — второго поколения с обновлённым интерфейсом и вспомогательными клавишами контроллера а-ля Audi MMI.
  • Навигационная система за 86 200 рублей, которой комплектуются другие модели BMW, нет-нет и ошибётся при выборе маршрута. То предложит ехать сквозь дом, то повернуть под запрещающий знак.
  • Кнопка стартера — в «базе».
Кроссовер BMW не конкурент Audi с Infiniti. Не только по классу, но по впечатлению, которое оставляет. В тех ты чувствуешь себя скорее во внедорожнике, чем в универсале. Тут же всё наоборот. «Высоко сижу — далеко гляжу» — это не об «икс первом». Сиденье установлено всего на полтора сантиметра выше, чем в «трёшке-туринге». Посадка легковая, вестибулярный аппарат почти не нуждается во внедорожной поправке на высоту при восприятии поперечных ускорений. Эффекта большой машины нет и в помине. Кресла с боковой поддержкой крепко держат тебя в исходном положении, не давая елозить по кожаной подушке.
  • Кресла довольно жёсткие, но профиль их прекрасен, а боковой поддержки — с избытком.
  • Посадка сзади чуть ближе к вертикальной, оттого кажется, что места больше, чем в «трёшке». Смущает только малый угол открывания задних дверей.
Объём багажника — от 420 до 450 л — напрямую зависит от положения спинок, угол наклона которых регулируется.
Причём на шоссе более высокий и тяжёлый X1 ведёт себя чуть лучше, чем обычная «трёшка». Главное, кроссовер позволяет ехать не напрягаясь. Он игнорирует колеи, увереннее стоит на прямой, не требует постоянного внимания на высокой скорости. Здесь меньше свойственного всем автомобилям BMW ощущения постоянной работы. Есть в том заслуга и отменной звукоизоляции.
  • При сложенных задних сиденьях ёмкость грузового отсека увеличивается до 1350 л. Обычный универсал чуть вместительнее — от 460 до 1385 л.
  • Под полом не то что запаски нет — даже для докатки не нашлось места. Есть лишь поддон для мелочей, аккумулятор, набор инструментов и ремкоплект для шин Runflat.
Плохо только с плавностью хода. Мелочь X1 собирает исправно, а на разбитых дорогах нещадно трясёт. Ну да это не сюрприз: достаточно вспомнить BMW X3. Дорожный просвет — без малого 20 см — тоже не должен вводить вас в заблуждение. Посмотрите на массивный передний свес! Металлизированной губой бампер, как лопатой, загребает весь мусор на бездорожье прямо в огромную пасть. Хода подвесок легковые, победить вывешивание электроника не в состоянии. Понижающей передачи нет. Так что большинство «песочниц» нужно брать ходом, скрестив пальцы и надеясь на то, что нарядный обвес всё стерпит.
Так что возводить «икс первый» в ранг святых и всемогущих было бы ошибкой. Хотя причудливостью облика он поспорил бы с египетскими божествами. Теми, что при человеческом туловище обладали головами животных. У BMW X1 образ тоже будто составной. Большие зубастые челюсти передка и твёрдый покатый лоб ветрового стекла плохо, на наш взгляд, сочетаются с неуравновешенной низенькой кормой. Смотришь спереди — кроссовер, почти внедорожник. Обойдёшь с тылу — нет, всё-таки универсал.
  • Три четверти сзади — лучший ракурс для «икс первого».
  • Небольшое стекло пятой двери изнутри ещё меньше. Водитель чертыхается из-за плохого обзора: мешают и подголовники задних сидений. Вдобавок обогревается только зона работы дворника. Логики в этом решении мы не видим.
Но такой дизайн — мера вынужденная. Попробуйте придумать что-то более гармоничное, чтобы оно аккуратно втиснулось на узкий пятачок в модельном ряду. Не притёрло ещё здравствующий «икс третий» и не навредило «трёшке-турингу». Тут не на больную фантазию креативщиков надо пенять, а на очень уж жёсткое техзадание. Ничего другого и не могло получиться. Как бы это в двух словах... уродливый красавец?
Но парадокс: именно своей странностью X1 очень понравился, например, нашему корреспонденту Насте Корольковой. «Он не такой, как все», — сказала она и засела обсчитывать тестовый кроссовер в онлайн-конфигураторе BMW. Через пять минут энтузиазм сменился разочарованием: от соразмерной Тигуану машины Настя ждала и сопоставимой цены. А оказалось, что версия xDrive28i в базовой комплектации за 1 799 000 рублей получается очень уж... базовой. Кожаная отделка, навигация, подходящий цвет кузова и люк над головой подняли цену почти до двух с половиной миллионов. Что можно купить за такие деньги? Правильно: что угодно.
Посему мужская часть редакции при прочих равных коктейлю — треть спорткара, треть универсала, треть паркетника — предпочла бы чистый алкоголь, например полноприводный универсал третьей серии. Ведь он лучше выглядит, и ему не нужны 194 мм дорожного просвета, чтобы стряхнуть грязь с шин при диагональном вывешивании. Только кроссовер BMW X1, если верить Насте, — такой один. А к её мнению нельзя не прислушаться: эти автомобили мы будем видеть на улицах городов кристально чистыми и с такими же девушками за рулём. Теми самыми, что сидят сейчас в конфигураторе и подбирают внутреннюю отделку под цвет кузова.
Именно им баварцы будут внушать идею о революционном сегменте автомобилей, щебетать про «первый в своём роде», для них будут составлять ребусы из индексов моделей и жонглировать названиями технологий. Самое интересное, что BMW нельзя не похвалить за смекалку. То есть «мы-то понимаем», «нас не заморочишь», «X1 останется обычной „трёшкой“ с большим клиренсом»... Но немцы упрятали её дух в новую оболочку столь умело, что уже непонятно, стоит ли вообще его беспокоить. Вопрос ведь прост: много ли россиян покупает универсалы третьей серии? А в новой обёртке?
Технические характеристики
Модель BMW X1 xDrive28i
Кузов
Тип кузова универсал
Число дверей/мест 5/5
Длина, мм 4454
Ширина, мм 1798
Высота, мм 1545
Колёсная база, мм 2760
Колея передняя/задняя, мм 1500/1529
Снаряжённая масса, кг 1685
Полная масса, кг 2180
Объём багажника, л 420–1350
Двигатель
Тип бензиновый
Расположение спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 6, в ряд
Число клапанов 24
Рабочий объём, см3 2996
Макс. мощность, л.с./об/мин 258/6600
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин 310/2600
Трансмиссия
Коробка передач автоматическая, шестиступенчатая
Привод полный, с многодисковой муфтой в приводе передних колёс
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые, вентилируемые
Шины 225/50 R17
Дорожный просвет, мм 194
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 205*
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с 6,8
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл 13,0
— загородный цикл 7,3
— смешанный цикл 9,4
Норма токсичности Евро-5
Ёмкость топливного бака, л 63
Топливо АИ-92-98
*ограничена электроникой
Цены и комплектации Базовая комплектация
  • Фронтальные подушки безопасности
  • Боковые подушки безопасности
  • Задние боковые подушки безопасности
  • Надувные «занавески»
  • Крепление для детского кресла Isofix
  • АБС
  • Система динамической стабилизации
  • Система помощи при трогании на подъёме
  • Трекшн-контроль
  • Противотуманные фары
  • Автоматизированная коробка передач
  • Индикатор износа тормозных колодок
  • Бортовой компьютер
  • Кондиционер
  • Зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом
  • Обогрев форсунок стеклоомывателей
  • Тканевый салон
  • Кожаная отделка рулевого колеса
  • Спутниковая противоугонная система BMW
  • Легкосплавные колёсные диски (R17)
  • Шины Runflat
Дополнительное оборудование тестового автомобиля
  • Стайлинг-пакет X-Line
  • Адаптивный круиз-контроль
  • Биксеноновые фары
  • Адаптивные фары
  • Датчик дождя
  • Датчик света
  • Двухзонный климат-контроль
  • Задний парктроник
  • Камера заднего вида
  • Отделка салона кожей Nevada
  • Мультифункциональное спортивное кожаное рулевое колесо
  • Передние сиденья с электрорегулировками
  • Память положения водительского сиденья
  • Электрохромное внутрисалонное зеркало
  • Навигационная система
  • Аудиосистема Harman/Kardon
  • CD-чейнджер
  • Интегрированная Bluetooth-система hands-free
  • Разъёмы для подключения внешних мультимедийных устройств
  • Панорамная стеклянная крыша
  • Цвет «металлик»
Цена базовой комплектации — 1 799 000
Цена протестированного автомобиля — 2 753 615
Техника
Рядная бензиновая «шестёрка» 3.0 и мощностью 258 л.с. (310 Н•м) — одна из вариаций известного мотора N52 с бездроссельной системой смесеобразования Valvetronic второго поколения. Двигатель дебютировал ещё в 2004 году на купе BMW 630i и впоследствии в той или иной версии был доступен для каждой модели BMW. В европе новейшие трёхлитровые «атмосферники» оснащаются системой непосредственного впрыска топлива, а моторы для России по-прежнему с распределённым впрыском. Без возможности работать на обеднённой смеси зато менее требовательные к качеству топлива.
По умолчанию BMW X1 с системой xDrive — заднеприводный автомобиль. Передняя ось подключается по команде электроники многодисковой муфтой. При трогании с места муфта блокируется, что обеспечивает более динамичный разгон, но если при старте колёса немного повёрнуты и водитель не давит на педаль газа что есть силы, то муфта распускается.

Во время движения степень блокировки постоянно меняется в зависимости от условий езды: скорости автомобиля, угла поворота руля, боковых ускорений и команд системы стабилизации. Эта схема работы известна и по другим полноприводным моделям BMW, однако у «икс первого» муфта встроена в новую и более лёгкую раздаточную коробку.

Интересно, что европейцам будет доступна также и заднеприводная версия, тогда как в Россию везут «икс первые» только с системой xDrive.

Безопасность
На тестах Euro NCAP «икс первый» заработал максимум — пять звёзд. Защита передних седоков — на 87%, а детей — на 86%. Достаточно дружелюбен X1 и по отношению к пешеходам — 63-процентный уровень защиты. Эксперты упрекнули баварцев в том, что с высокой степенью вероятности при боковом ударе пострадает грудь пассажира, а при наезде сзади — шеи передних седоков.
Дизайн
Слухи о появлении самого маленького кроссовера BMW ходили несколько лет. Но дебют концептуального прообраза состоялся осенью 2008 года на мотор-шоу в Париже. Дебют, надо сказать, странный: по окончании пресс-дней машину из экспозиции убрали, и широкая публика её так и не увидела. Впрочем, серийная версия от концепта почти не отличается.
За кадром
Тест «икс первого» совпал по срокам с испытаниями двух хэтчбеков Polo, а потому баварский кроссовер не спускал с них своих ангельских глаз и следовал за малышами по пятам: из полюбившегося нам спортивно-стрелкового комплекса «Лисья нора» на дружественный нам картодром «Маяк» и обратно.

И снова грех не использовать кадр читателя, подсмотревшего за нашей работой.

Кстати, кто-то из коллег-журналистов поверил, похоже, во внедорожный талант «икс первого» — машина досталась нам со следами насилия. Её, судя по всему, топили в таких болотах, грязь от которых смывается вместе с краской. Мы дважды полировали машину перед съёмкой, но это помогло лишь отчасти.

Источник: DRIVE.ru