Люкс и спорт. BMW X3

15 сентября 2006 •  Прокомментировать тестдрайв

Юрий ВЕТРОВ | Фото автора и фирмы BMW

Ничтоже сумняшеся, баварцы уверяют, что BMW X3 — единственный в мире luxury compact SAV, то бишь «люксовый компактный автомобиль для спортивной активности». Видимо, новый Land Rover Freelander они не замечают по принципиальным соображениям (развод BMW и Rover Group закончился скандалом), а кроссоверы Lexus и Infiniti, надо полагать, недостаточно компактны или породисты. И тогда получается, что возможные конкуренты — разве что Audi Q5 и Mercedes MLK. Но они появятся в лучшем случае в следующем году. А раз нет конкурентов, зачем тогда проводить рестайлинг? Так принято. Три года конвейерной жизни — достаточный срок.

Внешне обновленный BMW X3 стал чуть нежнее, изысканнее. Сзади появились светодиодные фонари. Слегка изменились бамперы, причем в основном теперь они окрашены в цвет кузова. А «выражение лица» смягчилось благодаря увеличенным «ноздрям».

В итоге обновленный BMW Х3 стал еще сильнее похож на… BMW Х5 первого поколения. И немцы этого не скрывают: добивались именно такого эффекта. Ведь если раньше X3 и X5 нужно было развести по разным сегментам в том числе и с помощью дизайна, то теперь такой надобности нет — новый BMW Х5 и так будет стоять особняком.

Кстати, в Европе 75% покупателей BMW X3 — это подтянутые мужчины 35—45 лет. А вот в России их около 40%. Впрочем, дамам сходство Х3 с «мужским» Х5 тоже, скорее всего, придется по душе.

Изменения в салоне носят спортивно-благородный характер. Маленький трехспицевый руль с очень толстым ободом заменил «внедорожную» баранку, большие вставки под дерево или алюминий на передней панели — как у купе Z4, а в дверях появились нормальные карманы вместо прежних «авосек». Неплохо. Но с эргономикой что-то странное. Ладно бы только руль был «кривой», как на Z4 Coupe (см. АР №16, 2006), так ведь и педали смещены влево, а рычаг коробки — назад: чтобы включить вторую передачу, надо ощутимо сгибать руку. И правая нога даже в нешироком ботинке так и норовит застрять между педалью тормоза и трансмиссионным тоннелем.

Новый BMW X5 отныне не спутать с «младшим» X3 — он стал еще длиннее и солиднее BMW не наращивает объем, а увеличивает литровую мощность — у нового двигателя версии X3 3.0si она достигла 90 л.с./л

Но это мелочи. Главное же — новая гамма двигателей, от двухлитровых «четверок» (бензиновой и дизельной) до трехлитрового дизеля мощностью 286 л.с. Правда, последний мотор российским покупателям предлагать не будут из-за низкого качества дизтоплива. Вместо него на «наши» машины будут продолжать ставить его менее форсированную старую версию — мощностью 218 л.с.

Мне же в окрестностях Мюнхена удалось поездить на наиболее востребованном рынком автомобиле — это BMW X3 3.0si c рядной бензиновой «шестеркой» мощностью 272 л.с.

По сравнению с предшественником этот двигатель с биметаллическим блоком цилиндров и системой Valvetronic прибавил 41 л.с. Как ни пытался удрать от меня Volkswagen Touareg V8, на автобане ему это не удалось — в диапазоне скоростей от 160 до 200 км/ч динамика BMW X3 3.0si просто великолепна! Но стоит свернуть на маленькие дорожки тихих немецких городков-деревенек, и лихой прыти как не бывало: тяговитостью мотор не блещет. До 2000 об/мин он откровенно «спит», а при старте в горку даже норовит заглохнуть.

Система xDrive — привод на передние колеса подключает муфта, «натягом» которой управляет миниатюрный электромоторчик через червячный редуктор и коромысло. В нормальных условиях тяга делится в пропорции 40:60 в пользу задних колес — муфта работает с пробуксовкой «Икс-третьим» надо управлять в спортивной обуви: обычный ботинок может цепляться за педаль тормоза даже в машине с «автоматом»

Вот уж не ожидал, что механическая коробка передач понравится на BMW меньше всего. Перемещения рычага большие, а сам он вибрирует даже при 3000 об/мин, причем и на «ровном газу». Может, дефект конкретной машины?

Нет — «автомат», только «автомат»! Мягкие, своевременные переключения, абсолютно прозрачная логика. Новый демп-

фер крутильных колебаний, усиленные фрикционы, возросшая скорость работы исполнительной гидравлики — новая автоматическая коробка ZF великолепна. Разве что в тягучем транспортном потоке адаптивность трансмиссии проявляется со знаком минус: она «засыпает», а потому перед обгоном, чтобы избежать неприятной задержки, лучше сразу перейти в режим Sport.

А что модернизированный полный привод x-Drive? Заезжаю под шлагбаум полигона бундесвера — и передо мной широченная гравийная дорога. Да, здесь можно славно порезвиться!

Новые алгоритмы управления, зашитые в блоке ICM (Integrated Chassis Management), управляют и распределением тяги, и тормозами, и двигателем. Электроника действительно работает, и работает классно. Если возникает занос, то сперва ICM пытается погасить его увеличением тяги на передних колесах, а если этого не хватает, то система хрустит тормозами и мягко «душит» мотор. Отлично! Но как на BMW, да еще на закрытом полигоне, не отключить стабилизацию? Жму на кнопку DSC около пяти секунд — и загорается желтый значок. Теперь электроника по-прежнему гибко управляет муфтой подключения привода на передние колеса, но в работу тормозов и двигателя не вмешивается. Делай что хочешь!

Я хочу так. Разгон. Раскачка. Первое колебание, второе, третье — «мести хвостом» в ритмическом заносе проще пареной репы! Пора разворачиваться, и...

Вместо того чтобы погасить колебания плавным маневром, я дернул руль резче, чем нужно. Непрогнозируемый «хлыст» в обратную сторону, и Х3 сваливается задними колесами в кювет. Отчаянно кручу руль, торможу. ...Ну почему военные воткнули деревянный столбик именно тут?

У BMW очень серьезные планы на Дакар-2007 — сама Юта Кляйншмидт поведет X3 к Розовому озеру! Интерьер лишь слегка изменился — в лучшую сторону: вставки из кожи на обивке дверей и «дерево» на передней панели

Хотя повреждения ограничились разбитым зеркалом и слегка помятой дверью, было ужасно стыдно.

Дернул же меня черт отключить DSC…

А зачем, усаживаясь рядом с Жульеном Чичери в ралли-рейдовый X-raid BMW X3 CC, я ляпнул, что тоже участвовал в ралли-рейдах? Опять бес попутал. Ведь молодой француз финишировал девятым в Дакаре-2006 — именно на таком «икс-третьем», фактически превращенном в спортпрототип. И сейчас Чичери так погнал по внедорожному треку, что автомобиль больше летел по воздуху, чем ехал по дороге! Чудовищные удары, едва душа в теле осталась. Но подвеску ни разу не «пробило» — она тут, понятное дело, гоночная.

У серийного BMW Х3 подвеска, конечно, не такая жесткая, но и она потряхивает изрядно. И хотя пружины на обновленном автомобиле стали мягче, для обеспечения быстрых откликов на повороты руля конструкторы «зажали» амортизаторы. Управляется BMW X3 бесподобно — и на скоростной прямой, и в крутых поворотах. Сочное усилие на руле, отличные реакции на его малейшее отклонение, азартное и надежное поведение на дуге… Если бы еще и рулевую «рейку» сделать «короче», то был бы вообще идеал: все-таки три с половиной оборота от упора до упора многовато даже для кроссовера.

Всем хорош BMW X3! И продается он у нас все лучше и лучше: 528 машин за первую половину 2006 года. Нет конкурентов? Не скажите. Формально, если говорить о цене, их не будет только у базовых версий с двухлитровыми моторами: бензиновая машина стоит $51800, а дизельная — $54350. Модификация 2.5si оценивается минимум в $55400. Но что касается BMW X3 3.0si, то даже с механической коробкой передач «пустой» автомобиль стоит как хорошо оснащенный Lexus RX 350 — $60000. А ведь есть еще и Subaru Tribeca, и Infinity FX35… Надо будет сравнить. И вовсе не обязательно ждать, пока появятся Audi Q5 и Mercedes MLK.


Не ждите от X3 внедорожных подвигов — как и все «паркетники», он хорош лишь на демо-бездорожье

Впрочем, в BMW не сидят сложа руки и активно готовятся к борьбе с будущими прямыми конкурентами. В окрестностях Мюнхена уже разъезжают прототипы BMW X3 следующего поколения — пока, естественно, в камуфляже. В серийное производство автомобиль пойдет примерно через два года. Каким он будет? Если учесть, что под капотом должен появиться новый трехлитровый битурбомотор, известный по купе BMW 335i, — наверняка еще более «спортивно-активным»…

Технические характеристики (данные производителя)
Автомобиль BMW X3
Модификация 2.0i 2.5si 3.0si 2.0d 3.0d
Тип кузова 5-дверный универсал 5-дверный универсал 5-дверный универсал 5-дверный универсал 5-дверный универсал
Число мест 5 5 5 5 5
Объем багажника, л 480—1560 480—1560 480—1560 480—1560 480—1560
Снаряженная масса, кг 1655 1730 (1755)* 1740 (1765) 1745 1805 (1810)
Полная масса, кг 2200 2260 (2300) 2260 (2300) 2265 2350 (2355)
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском бензиновый, с распределенным впрыском бензиновый, с распределенным впрыском дизельный, с турбонаддувом дизельный, с турбонаддувом
Расположение спереди, продольно спереди, продольно спереди, продольно спереди, продольно спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 6, в ряд 6, в ряд 4, в ряд 6, в ряд
Рабочий объем, см3 1995 2497 2996 1995 2993
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 84,0/90,0 82,0/78,8 85,0/88,0 84,0/90,0 84,0/90,0
Степень сжатия 10,5:1 11,0:1 10,7:1 17,0:1 17,0:1
Число клапанов 16 24 24 16 24
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 150/110/6200 218/160/6500 272/200/6650 150/110/4000 218/160/4000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 200/3750 250/2750—4250 315/2750 330/2000 500/1750—2750
Коробка передач механическая, 6-ступенчатая механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 6-ступенчатая) механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 6-ступенчатая) механическая, 6-ступенчатая механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 6-ступенчатая)
Привод полный, с автоматически подключаемым приводом на передние колеса
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые, вентилируемые
Шины 215/60 R17 215/60 R17 235/55 R17 215/60 R17 235/55 R17
Максимальная скорость, км/ч 198 221 (220) 232 (228) 198 210 (210)
Время разгона 0—100 км/ч, с 11,5 8,5 (8,9) 7,2 (7,5) 10,2 7,4 (7,7)
Расход топлива, л/100 км  
городской цикл 13,1 13,7 (14,1) 14,2 (14,3) 9,6 10,3 (11,2)
загородный цикл 7,1 7,7 (7,8) 7,7 (8,0) 5,9 6,5 (7,1)
смешанный цикл 9,3 9,9 (10,1) 10,1 (10,3) 7,2 7,9 (8,6)
Емкость топливного бака, л 67 67 67 67 67
Топливо бензин АИ-95—98 бензин АИ-95—98 бензин АИ-95—98 дизтопливо дизтопливо
* В скобках — данные для автомобилей с автоматической коробкой передач

Источник: АвтоРЕВЮ