31 января 2005 •

 

Длинный капот, смещенный назад салон. Многообещающий внешний вид! Ведь мы еще не успели забыть другой BMW с похожими пропорциями. Но все ли амбиции способен удовлетворить BMW 116i?

 

2004 BMW 1-Series
© Фото: BMW

Возьмите в руки проспект или каталог BMW. Под круглой синебелой эмблемой девиз: «С удовольствием за рулем». Английский вариант многозначительнее: Sheer Driving Pleasure — не просто удовольствие, а полнейшее. Но, понятно, речь все о том же: BMW — автомобили для тех, кто это удовольствие способен и хочет получать. За соответствующую плату, разумеется.

 

Отрицать не будем, гордиться есть чем, даже если исключить купе и родстеры и случайно забыть про букву M. Хотя с виду нынешние седаны уже не столь стремительны, как прежние, а иной даже тяжеловатым покажется... Не во внешности дело!

Тем не менее, среди «общепотребительских» BMW первая серия выделяется заметно: понимающему человеку ее внешний вид скажет о многом. Хэтчбек-то он, конечно, хэтчбек, но просто так отодвигать салон до упора назад никто не будет. Откройте капот и убедитесь, что двигатель находится уже практически за передней осью, он «въехал» в салон, оставив пассажирам и багажу не так много от огромной (для класса) колесной базы. Пропорция, характерная для классических спортивных автомобилей — стремление обеспечить идеальную развесовку. Да и под капот сюда, если задуматься, легко войдет рядная баварская «шестерка» рабочим объемом литра три. В общем, вид многообещающий. В голову так и лезут ассоциации с Z3 Coupe и прочие гоночные фантазии.

И, конечно, нельзя усомниться, что перед нами именно BMW. Нет, дело не в эмблемах, и даже не в знаменитых «ноздрях». Можно по-разному относиться к творчеству команды Криса Бэнгла, но следует признать, что определенных целей из своей программы он таки добился. Теперь уж точно не скажешь, что модели BMW выглядят, как одна и та же колбаса, нарезанная на куски разной длины. Сейчас это, скорее, некий конструктор из характерных элементов, применяемых в разных сочетаниях. В этом смысле «единичке» ближе Z4 и X3: родство заметно не только во внешнем облике, но и в интерьере. Хотя в форме вентиляционных дефлекторов что-то знакомое для себя найдут владельцы «дореформенных», «добэнгловских» BMW.

Кстати, о панели и об X3. Здесь немного другая фактура «шагрени» мягкого пластика, и смотрится панель куда благороднее — никаких ассоциаций с кирзовыми сапогами. Да и фактуры отделочных панелей соответствуют друг другу больше, хотя «сто шестнадцатая» почти в два раза дешевле. И удобнее управление микроклиматом. Двухзонным! Понятно, рулевое колесо попроще, но симпатичное, приятное на ощупь, нескользкое и очень удобное. А 12-вольтовая розетка на тоннеле так и просит подключить мобильный телефон.

Низкая посадка продолжает спортивную тему. Кнопка пуска двигателя — лишь штрих, но тоже привносит настроение. Сиденья отлично спрофилированы, диапазон регулировки огромен. Здесь все для водителя, и эти веяния спортивного духа хорошо чувствуются на заднем сиденье: ноги и подросткам девать некуда, а уж взрослые усядутся, только если впереди кто-то совсем невысокий. И лучше сзади сидеть вдвоем: тут не так уж и широко, а в середине на полу высокий тоннель.

Багажник тоже «спортивный»: хоть и приемлемый по размеру, но проем трудно назвать широким, и высокая задняя стенка отнюдь не способствует выгрузке клади. Зато дверь багажника закрывается за внутреннюю ручку без малейших лишних усилий, что можно считать проявлением фирменной рафинированности, наряду с качеством материалов, идеальной подгонкой панелей и солидным звуком закрывания дверей.

Педаль сцепления — настоящий тренажер: мало того, что длинноходная, так еще и усилие на ней, словно под капотом не 1,6 л, а раза в два больше. И пользоваться сцеплением можно, только отрывая пятку от пола. Так что чувствуйте себя спортсменом и отрабатывайте навык, ибо понять по усилию, что и в какой момент там происходит, совершенно невозможно.

По мере привыкания приходит осознание динамики. И если для вас BMW — это синоним мощного рывка, то лучше задумайтесь о модели 120i. Нет, 1,6-литровый мотор, без сомнения, хорош. У него ровная, без выраженных пиков, характеристика, он неплохо тянет в широком диапазоне оборотов, начиная с самых малых. Но возникни необходимость резко ускориться или желание доказать что-то окружающим, мотор придется выкручивать до самых «верхов» на каждой передаче и переключаться в интенсивном темпе. И если к особенностям сцепления вы уже адаптировались, то «сам процесс» наверняка доставит удовольствие: выбор передач точен и четок, мотор «крутится» до 6500 мин-1, а его породистый звук на высоких оборотах — музыка для настоящего фаната.

Но для истинного ценителя удовольствие от вождения не столько в ураганной динамике, сколько в изысканной управляемости, на которую фирменный девиз как раз и намекает. Острый руль, прекрасная обратная связь, минимальные крены, идеальная точность следования заданной дуге в повороте, отменная стабильность — традиционный для баварской марки перечень благородных манер, которые первая серия готова продемонстрировать. На ровном асфальте. Но на колеи, нарезанные шипами в покрытии магистралей, она реагирует ощутимо, а на неровном асфальте на руль начинают приходить знакопеременные нагрузки. Означают ли они нервозность или возможное появление рысканий, нам до конца выяснить не удалось: выпавший снег нивелировал неровности, скользкая «каша» ухудшала обратную связь и не позволяла развивать высокие скорости.

Зато прекрасные условия для скольжений, в которых лишенный свесов автомобиль управляется буквально на интуитивном уровне. Тем более, что его система стабилизации — прекрасный набор инструментов в опытных руках. Во включенном состоянии она позволяет задорно «вильнуть хвостом» в повороте, но затем быстро «ловит» машину, не позволяя развиться заносу. В режиме DTC (динамического контроля тяги) контроль над устойчивостью ослабевает, а противобуксовочная автоматика практически перестает «душить» мотор, работая в режиме имитации блокировки дифференциала. Водителю предоставляется возможность интенсивного разгона, но при условии соответствующих навыков управления: «носить» машину может прилично. И уж, конечно, по традиции BMW, систему можно отключить совсем. Тогда получаешь «первобытный», но отлично управляемый заднеприводной автомобиль — хватило бы квалификации его не «потерять».

По идее, дальше должен последовать пассаж о том, что спортивная управляемость подразумевает жесткость короткоходной подвески, тем более что на неровном асфальте «единичка» может доставить вашему желудку немало неприятных ощущений.

Но пассажа не будет. Действительно, автомобиль тщательно копирует профиль дороги, передавая водителю и пассажирам подробную информацию о неровностях, вплоть до тонких ледяных наплывов и проплешин. И, конечно, разбитый асфальт — не его стихия. Но неровности преодолеваются легко, без тяжелых вздрагиваний на отдельных выбоинах. Жесткость подвески в данном случае — это жесткость не деревянной табуретки, а, скорее, сильно накачанного мяча. И воспринимается она как часть имиджа, а не как вынужденное свойство. Ведь современные подвески вполне позволяют совмещать прекрасную управляемость с неплохой плавностью хода, и многие модели BMW тому пример. Было бы желание создателей. Тем более что база у «единички» совсем не маленькая, и для хорошей плавности хода особых противопоказаний нет.

Увы, зимой на наших дорогах эта база не всегда благо. Особенно в сочетании с дорожным просветом в 145 мм, как у первой серии с «европейской» подвеской. Сценарий стандартный: снегопад, дорожники сгребли снег к краю проезжей части, «забыв» о выездах из дворов и въездах на заправки. Ничего страшного, пока снег свежий, и образовавшиеся гребешки мягкие. Но, слыша шуршание по днищу, понимаешь: случись оттепель, а затем мороз, и «ш-ш-ш» превратится в «гр-р-р». С неизвестными последствиями. Поневоле задумаешься о «российском пакете»!

Ну, а с точки зрения акустического комфорта, этот автомобиль — самый настоящий BMW, быть может, с минимальной поправкой на размерный класс. Голос мотора доминирует лишь при разгоне, но он негромок, и его трудно назвать неприятным. Аудиосистема не самая дорогая для марки, но с традиционно приятным звучанием. Лишь один звук заметно выбивается из общей картины — свист, появляющийся у передних дверей на скорости около 120 км/ч. Похоже, от зеркал.
Как и любой BMW, 1-series недешев. Даже с учетом того, что специальные «российские» комплектации стоят заметно меньше, чем аналогичные машины, заказанные по фирменному прайс-листу и затем растаможенные. Испытанный нами, фактически базовый BMW 116i с ручной коробкой передач обойдется российскому покупателю в 22 900 евро. В принципе, с учетом имиджа марки, наличия системы стабилизации, 8 подушек безопасности, климат-контроля и приличной аудиосистемы цена не выглядит заоблачной. Даже при минимуме остального оснащения салона и штампованных стальных колесах. И все же, с учетом нынешнего курса евро, сумма значительная. Но, как известно, при покупке автомобилей баварской марки финансовые соображения преобладают редко. Ведь речь идет об удовольствии, за которое не жаль заплатить. Если есть возможность не экономить.

Технические характеристики BMW 116i

Кузов — 5-дверный, хэтчбек
Число мест — 5
Снаряженная масса, кг — 1205
Полная масса, кг — 1705
Габариты (длина/ширина/высота), мм — 4227/1751/1430
База, мм — 2660
Объем багажника, л — 330/1150
Максимальная скорость, км/ч — 200
Время разгона до 100 км/ч, с — 10,8
Контрольный расход топлива, л/100 км:
- городской цикл — 10,5
- загородный — 5,9
- смешанный — 7,5
Емкость топливного бака, л — 50
Двигатель:
- тип — бенз., рядный, 4-цил., 16-клапан., с изм. фазами газораспред.
- рабочий объем, см3 — 1596
- мощность, л.с. при мин-1 — 115/6000
- крутящий момент, Нм при мин-1 — 150/4300
Трансмиссия — мех., 5-ступ., задний привод
Размер шин — 195/55 R16 (205/55 R16)*
Подвеска колес — со стабилизатором по­перечной устойчивости, независимые, пружинные;
- передних — McPherson
- задних — многорычажная
Тормоза:
- передние — дисковые, вентилируемые
- задние — дисковые
* — В скобках данные для тестового автомобиля.

 

31 Января 2005г.
Автор: Дмитрий Филонов
© 5 колесо

 

Источник: 5koleso